Все о юзабилити сайта и о важности данного показателя

Хотите понять, что руководит поведением пользователя, зашедшего к вам на сайт? Нет ничего проще. Просто представьте следующую картину: на работе дел невпроворот, начальник непрерывно звонит по телефону и ставит для вас все новые и новые задачи. При этом вы знаете, что до конца рабочего дня у вас остался всего один час, а текущие обязанности необходимо выполнить, во что бы то ни стало. Но мало того, – ваш мобильник уже «раскалился» от звонков любимой супруги, которая постоянно напоминает о дне рождения ненаглядной тещи. А ведь именно ей вы как-то пообещали подарить новую посудомоечную машину. Учитывая, что подарок нужно сделать тоже сегодня, вы ищете в сети подходящий на ваш взгляд интернет-магазин.

Нет, конечно, не все посетители коммерческих сайтов настолько заняты, как мы сейчас это представили. Но любой из них способен быстро отфильтровывать лишнюю информацию. Поэтому если ненужный функционал и обилие бессмысленного контента на страницах вашего ресурса произведет негативное впечатление на пользователя, то он немедленно покинет этот сайт.

В данной статье мы хотим рассказать вам о том, как подстегнуть интерес пользователя к своему интернет-ресурсу и приковать к нему внимание потенциального покупателя. Ведь только в этом случае корпоративный сайт будет работать на благо своим владельцам.

Расшифровка термина usability и причины, по которым данный показатель следует брать в расчет

Слово «юзабилити» изначально появилось как понятие, отражающее в себе сразу несколько определений: «удобство во время использования», «дружелюбный интерфейс», «оптимизация пространства» и т. п. Следовательно, по отношению к сайтам данный термин отражает уровень комфорта, который доступен пользователю во время взаимодействия с тем или иным интернет-ресурсом.

Как говорят наиболее продвинутые специалисты, работающие в области улучшения юзабилити – «Ясность, наглядность и простота функционала для интернет-страницы – это все равно, что яркий фонарь для витрины современного магазина». Ведь эти факторы производят исключительно хорошее впечатление на посетителя.

Современный человек по природе своей стал слишком нетерпелив. Так, среднестатистический пользователь редко задерживается на странице более 30-ти секунд. При этом он почти никогда не просматривает ее содержимое полностью. Это объясняется переизбытком бесполезной информации в сети. И если посетителю внимательно изучать содержимое каждого сайта, то на остальные дела у него попросту не останется времени.

Получается, что у вас не так уж и много времени, для того чтобы по-настоящему «зацепить» пользователя, посетившего ваш ресурс. При этом необходимо успеть сориентировать человека касательно его дальнейших действий на вашем сайте. Ведь если он уйдет со страниц данного интернет-ресурса, то вероятность его возврата будет очень небольшой. Сайт, который для пользователя является трудно постижимым, будет некоторое время привлекать внимание новых посетителей. Но это продолжится до тех пор, пока в сети не появится аналогичный интернет-ресурс, который будет более открытым, информативным и удобным для посетителя. Именно поэтому, сравнив сайты с высоким и низким уровнем юзабилити, можно сделать вполне определенные выводы:

Как видите, высокое юзабилити интернет-проекта можно вполне рассматривать как конкурентное преимущество той компании, которую данный сайт представляет в сети.

Зависимость юзабилити от профессионализма веб-разработчика

Заказывая для себя создание интернет-ресурса, вы полностью вверяете его дальнейшую судьбу в руки веб-разработчиков. Ведь именно от этих специалистов зависит то, каким станет ваш будущий интернет-проект: удобным и привлекательным, или отпугивающим и непонятным для посетителя. При этом следует понимать, что сегодня трудно найти компетентного исполнителя, который без помощи заказчика смог бы создать сайт, максимально удобный для целевой аудитории. Поэтому в поисках компании для разработки коммерческого интернет-проекта всегда следует интересоваться тем, насколько ее специалисты компетентны в вопросах улучшения юзабилити и какие методы они используют для решения данного вопроса.

В большинстве случаев создание сайта начинается с разработки его будущего дизайна. При этом разработчики заверяют клиента в использовании исключительно профессионального подхода и соблюдении основных принципов, гарантирующих будущему проекту высокий уровень юзабилити. На деле же, к сожалению, все может выглядеть гораздо прозаичней. Ведь для того чтобы сайт полностью соответствовал ожиданиям заказчика, перед разработкой дизайна необходимо создать проект будущего интернет-ресурса. Иными словами, следует разработать прототипы будущих страниц со всеми необходимыми модулями. В идеале прототипы должны создаваться после того, как будут определены основные потребности потенциальных посетителей. До полного соответствия поставленным задачам проект доводится после его тестирования на настоящих пользователях.

Конечно, такой объем работ подразумевает под собой увеличение бюджета на разработку и создание сайта. Поэтому в случае ограниченного бюджета необходимо соблюдать несколько простых правил, позволяющих гарантированно повысить юзабилити проекта.

Принципы оценки содержимого веб-страницы пользователями

Прежде чем приступить к изучению правил увеличения юзабилити ознакомьтесь, пожалуйста, с основными принципами, отражающими особенности восприятия информации в сети. Начнем с того, что посетитель, просматривая интернет-страницу, изучает ее одержимое, как бы фрагментами. Он бегло просматривает контент, обращая внимание только на фразы и выражения, интересующие его в данный момент. При этом следует понимать, что дальнейшие действия он совершает, выбрав наиболее подходящий для себя вариант из первых ему предложенных. То есть, проявляя нетерпение, он не успевает досконально изучить все имеющиеся возможности.

Основные принципы и методы улучшения юзабилити

Первый принцип, которым следует руководствоваться, работая над повышением юзабилити, звучит примерно так – «Простота – залог успеха». При этом стандартные элементы в интерфейсе сайта тоже играют на руку его владельцам. Всему этому есть вполне логичное объяснение. Ведь посетителю всегда удобнее взаимодействовать с теми элементами, которые интуитивно понятны, а так же с теми, которые он уже встречал в своей практике.

Методы, позволяющие улучшить юзабилити проекта, следует подразделять на несколько групп. Представляем их вашему вниманию.

Навигация

  1. Меню навигации должно быть одинаковым для каждой страницы сайта;
  2. На всех страницах должен располагаться логотип компании или ее название (идеальное место для этого – верхний угол слева). К данному объекту, как правило, прикрепляют ссылку, ведущую на главную страницу проекта;
  3. Шапка сайта или его нижний блок должны содержать контакты и адреса компании;
  4. Каждая страница должна содержать меню первого (а при наличии и второго) уровня;
  5. Название раздела обязательно должно отображаться на его страницах;
  6. Иногда целесообразно располагать на странице специальный указатель, демонстрирующий местоположение пользователя в общей структуре сайта (например, выделять текущие разделы в стандартной навигационной цепочке);
  7. Все гиперссылки на сайте должны быть выделены одним цветом, при этом будет лучше, если они будут подчеркнуты.

Функция поиска по сайту

Как показывает практика, большое количество пользователей ищет интересующую их информацию, используя функцию поиска по проекту и не прибегая при этом к основному меню навигации. В результате проведенных исследований было выявлено, что сайты, которые содержат менее 100 страниц, необязательно оснащать собственным поиском. Желательно, чтобы подобная функция имелась на ресурсах, которые содержат от 100 до 1000 страниц. При этом эффективный поисковый механизм обязательно должен присутствовать на сайтах, содержащих более 1000 страниц.

Поисковая форма должна соответствовать следующим рекомендациям:

  1. Доступ к этой функции должен осуществляться с любой страницы интернет-проекта. Традиционно поисковую форму размещают в верхнем углу страницы справа.
  2. Оптимальный размер поля для запроса соответствует 25…35-ти символам.
  3. Поисковая функция сайта должна быть ориентирована только на ваш ресурс (предлагая пользователю глобальный поиск по сети, вы только вводите его в заблуждение).
  4. Дизайн страницы, отображающей результаты поисковой выдачи, должен быть аналогичен документам, отображаемым известными поисковиками. Здесь должны находиться следующие элементы: поле для ввода запроса, результаты поиска, заголовки найденных страниц и ссылки на эти страницы.
  5. Поиск по сайту должен быть оснащен возможностями проверки правописания по аналогии с любой популярной поисковой системой. Например, при ошибке ввода должна появляться строка с вариантами правильно задаваемого запроса.

Оформление главной страницы

Главная страница – это лицо всего проекта, следовательно:

  1. Глядя на содержимое главной страницы, пользователь должен понять, что перед ним за проект и каким целям он служит. Для разъяснения можно использовать соответствующие изображения и содержательные приветствия.
  2. На главной странице должно быть отображено актуальное содержимое ресурса: информация о проводимых акциях, анонсы последних событий, краткие описание новых товаров и так далее.
  3. Актуальная информация должна периодически обновляться.
  4. Необходимо сделать так, чтобы с помощью главной страницы пользователь смог зарегистрироваться, авторизоваться и подписаться на рассылку новостей.
  5. Иногда, простая рекомендация, размещенная на сайте, способна творить чудеса. Речь идет о кратком руководстве, сообщающем пользователю о том, откуда последнему лучше всего начать знакомство с интернет-ресурсом. Ведь это кратчайший путь, позволяющий посетителю быстро ознакомиться с «квинтэссенцией» вашего сайта.

Требования, предъявляемые к меню навигации, к функции внутреннего поиска и к другим модулям сайта полностью соответствуют условиям оформления его главной страницы.

Содержание и оформление текстовых материалов

Во время составления информационных статей на сайт тоже необходимо придерживаться определенных требований:

  1. Статьи должны быть краткими и информативными.
  2. При их написании следует соблюдать определенную структуру. То есть, вначале должны идти основные выкладки, а следом их расшифровка и обоснование. Необходимо следить за тем, чтобы основная суть статьи была рассмотрена в ее верхнем блоке и была сразу доступна вниманию пользователя.

Что касается оформления статей, то по данному вопросу можно дать следующие рекомендации:

  1. Буквы в тексте должны иметь стандартные размеры, которые не препятствуют комфортному ознакомлению с информацией.
  2. Если вы любите поэкспериментировать со шрифтами, то имейте в виду, что на мониторе лучше всего воспринимается текст, не имеющий «засечек». Поэтому для интернет-страницы лучше всего подойдут следующие типы шрифтов: Tahoma, Verdana, Arial и так далее. Не рекомендуется использовать Georgia, Times New Roman и подобные им.
  3. Не следует делать информационный контент слишком пестрым, используя в тексте сразу несколько различных цветов.
  4. Прописные буквы нужно использовать только в случае крайней необходимости, ведь такой шрифт замедляет чтение и затрудняет восприятия информации.
  5. Основной фон страницы и размещенный на ней шрифт должны контрастировать между собой. В идеале на светлом фоне должен размещаться черный шрифт. Недопустимо использовать такие сочетания как зеленые буквы на оранжевой странице или желтый текст на фиолетовом фоне. Во-первых, это выглядит несуразно, а во-вторых, затрудняет чтение и приводит к усталости глаз.
  6. И, наконец, запомните, что всякого рода бегущие строки и мерцающие буквы отвлекают внимание пользователей, а многих из них подобные объекты попросту раздражают.

Сделайте проект удобным для любого пользователя

Создавая сайт, всегда следует понимать, что на его страницы будут заходить совершенно разные люди. У каждого из них будут свои цели, интересы и возможности. Поэтому как заказчик, так и разработчик должны приложить максимум усилий для того, чтобы пользоваться будущим интернет-ресурсом могли все без исключения. Людей с ограниченными возможностями это тоже в полной мере касается, особенно если речь идет о создании общественных, государственных или образовательных порталов.

Существует несколько верных приемов, помогающих превратить интернет-ресурс в портал общего пользования:

Оставить заявку